ПЯТНИЦА, 27 МАЯ 2011 Г.
Чем занять детей? Как направить их неуемную энергию и желание общаться в позитивное русло? Как развить способности к взаимодействию друг с другом, ответственности друг перед другом, к сознательности и инициативе? Ведь этот сложнейший комплекс навыков в дефиците сегодня. Так называемая социализация ребенка превратилась в проблему. Наконец, как просто порадоваться вместе, получить хорошее настроение и впечатления?
В народной культуре эти вопросы были успешно решены. Однако сегодня после всех социальных переломов и революций 20го века, почти утратив живую традицию народной педагогики, мы, обращаясь к науке, находим там лишь теоретические конструкции. Между тем, русская традиция сохранила развернутый практичный проверенный практикой ответ на задачу воспитания личности – это игровая культура!
Не смотря на скудость земли, суровый климат, естественную бедность русской деревни, русская община создавала тип личности с фантастическим творческим потенциалом: выросшие крестьянские дети во время индустриализации создавали заводы, космические корабли, атомные электростанции, творили математику, литературу, живопись - это факты. И не только 20й век показывает нам потенциал этнопедагогики. Вспомним Ломоносова, Григория Сковороду, Кулибина. Такие народные гении возможны лишь в благоприятной культурной среде.
Игра сопровождала ребенка с младенчества: пальчиковые игры, прибаутки, потешки формировали образное и логическое мышление, эстетический вкус, владение речью.
В отроческом возрасте (от 7 и до 12-13 лет) преобладали подвижные коллективные игры, направленные на развитие координации движений, навыков взаимодействия с окружающими, сплоченности, организованности, сообразительности и многих других личностных качеств.
Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: колядки, щедровки, веснянки, купальские, различные заклички: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные).
В подростковом возрасте наступает время для развития силы, ловкости, профессиональных и воинских навыков, подготовка к взрослой жизни. Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «Прятки», «Салки», «Волк и гуси» и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их к боям и охоте.
Во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых, забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.
Для юношей и девушек игра становится инструментом создания новых взрослых социальных отношений («себя показать, других посмотреть»).
Но и после свадьбы игра продолжала оставаться спутницей человека до самой старости.
Но главное, что традиция жива и сейчас, Современные дети точно так же, как и их предки, с огромным интересом и пользой для себя играют в народные игры.
И кстати, не только дети, Взрослые играют с неменьшим удовольствием.
Народные игры обладают удивительным свойством не надоедать со временем. Сопровождаемые пением, ритмом, порядком, они несут удивительную радость душе и телу.
Они так же, как прежде, обучают, так же исцеляют социальные конфликты, формируют личностные качества и здоровое общество.
Контакты: 8-908-917-58-96 (Сергей Анатольевич), 8-908-905-14-35 (Татьяна Олеговна)